Меня зовут Алина Гартман, я психолог.

Думаю, что я из тех людей, которым просто повезло в выборе профессии. Я не знала, кем хочу быть, но и не задавалась этим вопросом. Читала интересные мне книги, ходила на интересные курсы, училась в интересных университетах и делала интересные для меня дела.

Основной научный зуд. Мне нравится понимать скрытые процессы. Это желание красной нитью определяло мою карьеру в любой профессии, какую бы я ни выбирала. Понимать, управлять, показывать другим и обучать их пониманию и управлению тоже. 

Помимо прочего — помочь людям научиться поддерживать выявленные успешные способы и решения сколь угодно долго. Не важно, управление это, практика переговоров, психологические консультации или безопасность информационных процессов.

В психологии меня интересует взаимодействие между людьми, общение и удивительная невозможность общения, даже если оба субъекта умеют разговаривать. Помехи в коммуникации, внешние и внутренние — это безумно красивые процессы, которые хочется изучать бесконечно.

При этом отношения и коммуникация  существуют не только между людьми, но и с самим собой, с жизнью, с событиями, с воспоминаниями и фантазиями.

Я изучаю решительно все, что позволяет в итоге понять, как устроен человек внутри себя самого и как он взаимодействует с… чем угодно. Как вытащить на поверхность то, что человек сам о себе не знает? Как подсветить трудности и понять, что с ними делать?

Миссия — помощь в создании для каждого такой жизни, в которой ему было бы максимально комфортно расположиться и ощущать себя на своем месте.

Принципы работы

Конфиденциальность
  • Ваш случай не будет выложен в блоге, на сайте или где-либо на просторах интернета. 
  • Заметки по процессу вашей терапии хранятся в тетради (не в интернете!) в зашифрованном виде.
  • Вас не будут просить об отзывах, рекомендациях и прочем участии в жизни психолога.
  • Супервизия по вашей ситуации будет проводиться только в индивидуальном порядке. Ваш случай будет зашифрован полностью, кроме пола, возраста и описания проблематики.
  • При случайном столкновении с психологом в публичном пространстве, будьте готовы, что он станет знакомиться с вами, будто видит в первый раз.
Ответственность
  • Перед началом работы психолог и клиент заключают договор, где расписаны основные пункты сотрудничества.
  • При отказе клиента выполнять какой-либо из пунктов, психолог в праве отказать клиенту в дальнейшей работе.
  • Психолог не станет напоминать о записи на сессию. Предполагается, что клиент ориентируется в своей жизни сам.
  • Если терапия ведется методами, подразумевающими домашние задания, рекомендуется их выполнять. Или обратить внимание, почему они не выполняются, и обсудить с психологом. 
  • Если врач назначил вам лечение, пожалуйста, выполняйте его рекомендации.
Компетентность
  • Психолог гарантирует, что будет работать с вашей ситуацией только в том случае, если у него имеются для этого необходимые компетенции.
  • Психолог продолжает наращивать знания, навыки и опыт. Регулярно находится в супервизии и личной терапии.
  • Если психолог предлагает попробовать метод, которому он только обучается, он обязан предупредить вас об этом, а вы имеете право отказаться.
  • Вы вообще имеете право отказаться в любой момент от чего угодно, даже если психолог владеет методом хорошо.
  • Если вам необходим иной специалист, психолог обязан рекомендовать вам обратиться к нему. Психолог должен уметь распознавать такие случаи.  

Образование

Базовое высшее психологическое образование

РГПУ им. Герцена. 2013-2017 г.г.

Выпускная квалификационная работа

Тема: «Актуальность экзистенциальных проблем незамужних женщин».
Науч. рук.: д-р психологических наук, профессор Кораблина Е.П.

Основу выпускной квалификационной работы представляло исследование отношения к четырем экзистенциальным данностям (смерть, одиночество, свобода и смысл) у двух групп женщин (замужних и незамужних) численностью по 30 человек.

Результатом проведенной работы была опровергнута гипотеза о том, что данные экзистенциальные проблемы больше беспокоят незамужних женщин.

Оценка: Отлично. 

Дополнительное образование при РГПУ им. Герцена
Дополнительное образование при ВЕИП
Диплом о профессиональной переподготовке

Московский Институт Гештальта и Психодрамы. 2015-2019 г.г.

Направления работы, изученные в МИГиП
  • Решение проблемно-ориентированных задач в краткосрочной гештальт-терапии.
  • Методы гештальт-терапии в клинической практике психолога. Модели психических расстройств в клиническом подходе, психоанализе и гештальт-подходе.
  • Методологические основы терапевтических отношений в гештальт-подходе. Терапевтический контакт и диалог. Экзистенциализм.
  • Гештальт-подход в работе с посттравматическим стрессовым расстройством, с зависимостями, психосоматикой и кризисными состояниями. 
  • Гештальт-подход в работе с системой. Психология семейных отношений и работа в группе в гештальт-подходе.
Дополнительное образование при МИГиП
Международные конференции МИГиП

Опыт работы

Опыт работы в организациях

Обязанности: 

  • Работа с детьми, попавшими в кризисную ситуацию с помощью методов гештальт-терапии, песочной терапии, арт-терапии, метафорических карт.
  • Работа со взрослыми, попавшими в кризисную ситуацию по вопросу внутрисемейных отношений с помощью методов гештальт-терапии. 
  • Работа «в поле». Мониторинг неблагополучных семей, помощь в кризисных ситуациях на месте. Консультирование и рекомендации для дальнейшей работы. 
  • Разработка и ведение культурно-просветительских программ для школьников. 

Обязанности:

  • Психологическое просвещение пациентов, пребывающих в стационаре по вопросам формирования химической/алкогольной зависимости.
  • Психологическое просвещение родственников пациентов на тему созависимости в семейных отношениях с партнером, имеющим химическую/алкогольную зависимость. 
  • Выполнение тестирования пациентов отделения психиатрии. 
Частная практика

С основным опытом работы в консультировании вы можете ознакомиться здесь.

  • Группа поддержки женщин в послеродовой период.
  • Группы поддержки для достижения целей по книгам «12 недель» и «Путь художника».
  • Группы поддержки населения в связи с событиями СВО.
  • Группы, связанные с развитием психологических качеств: эмоционального интеллекта, взаимодействия с другими людьми, развития персональной устойчивости. 
  • Группы философского дискурса — экзистенциальное направление.
  • Семинары, связанные с управленческим процессом: тайм-менеджмент, операционное планирование и планирование проектов.
  • Тренинги корпоративные, связанные с укреплением отношений внутри коллектива.
  • Семинары и тренинги психологические, связанные с развитием лидерских качеств, творческим раскрепощением, формированием персональной устойчивости.
  • Семинары по ведению переговоров.
  • Семинары и тренинги для подростков: общение, выбор будущего, укрепление отношений внутри коллектива, психолого-просветительская работа.

Вопросы-ответы

Вопросы по разделу «Образование»

Гартман — это фамилия, доставшаяся мне от родителей.

Кривцова — это фамилия, доставшаяся при замужестве. 

После развода я поменяла документы на фамилию Гартман обратно. В дипломе МИГиП написано «Дубликат» именно по причине смены фамилии.

  1. В основном по причине того, что по окончанию обучения я откладываю момент получения диплома/сертификата на руки до последнего. Внутри себя я главное унесла (новые знания и новые навыки), а подтверждающая бумага настолько ниже приоритетом, что ее получение откладывается на потом. Годами.

    Мой рекорд в данный момент — это сдать сертификационный экзамен в МИГиП в 2019 году и только через три года (в 2022) решить получить на руки диплом ради того, чтобы разместить его на этом сайте. Не было бы сайта, так и бегала бы без документов на руках 🙂

    По той же причине может не быть печатей. Поленилась добраться до нужной инстанции и поставить. А в ряде случаев документы до сих пор могут отсутствовать, потому что раньше я откладывала, а сейчас уже не получить.

  2. Я училась на 4м курсе в Восточно-Европейском Институте Психоанализа, когда ушла из университета во время зимней сессии, так его и не окончив. Документы, связанные с дополнительным обучением от ВЕИП («Тренинг тренеров», например) датированы корректно. Но поскольку диплома ВЕИП у меня в принципе нет, по документам выглядит так, что я ходила на дополнительные курсы до начала обучения в университете. Ну, это не так 🙂
  1. Потому что, как вы, возможно, уже понимаете, я пришла, поучилась, а потом забила явиться за сертификатом.
  2. Можно было поучиться бесплатно, а за наличие документа доплатить. С учетом персональной важности бумаги для меня, очевидно, как я радовалась, что можно учиться бесплатно 🙂
  3. Документы есть на руках, но мне не хочется их выкладывать, потому что я не считаю их важными для моей практики. Я училась из интереса в очень многих местах и продолжаю это делать. Иногда меня на курс приводит любопытство к чему-то новому, иногда — желание углубиться в тему с разных сторон. По некоторым аспектам есть даже опыт работы. Но если я в данный момент не применяю это в практике, выкладывать не стану, чтобы не дезориентировать людей.

Из не полученных, у меня могли бы быть сертификаты по направлениям:

  • Песочной терапии.
  • Телесно-ориентированной терапии.
  • Психиатрии для психологов.
  • Работа с пограничным расстройством личности.
  • Арт-терапии.
  • Кризисной психологии.
  • Семейной психологии и консультирования пар.

Сейчас мне особенно жаль, что нет на руках таких документов:

  • «Психиатрия для психологов» от МИГиП. Лектор врач-психиатр В.Ланговой.
    (Я просто не пришла за сертификатом).
  • «Кризисная психология и суицидальные интервенции» от «Форсайт».
    (Шикарный цикл лекций, который крайне обогатил мои знания, но для документа нужно было учиться в Форсайте за дополнительную плату).
  • «Работа кризисного психолога с людьми в зоне ЧС»
    (Такого сертификата не существует, но меня обучали психологи МЧС прям в зоне ЧС. С теорией, супервизией, наставничеством. Это было прекрасно).
Вопросы по разделу «Опыт работы»
  1. Мне нравится проектный подход и свободный график.

  2. Требования некоторых организаций содержат пункты удержания клиента в терапии, ориентацию на хорошие отзывы и запрет на частную практику. Все это мне не подходит.

  3. С некоторыми организациями подписан договор о неразглашении, и я не могу разместить их в резюме. Работа в них в основном связана с кризисным консультированием и подготовкой к переговорам.

На сайте нет отзывов клиентов, потому что я их не запрашиваю. А не запрашиваю я их по этическим причинам.

Во-первых, ставить клиента в ситуацию, где он хотел бы сохранить в тайне свою работу с психологом, а психолог просит отзыв, мне не хочется. 

Во-вторых, если бы я была нацелена на коллекционирование позитивных отзывов, это влияло бы на построение моей работы. Я была бы нацелена на то, чтобы клиент восхищался мной и тем, как я работаю. А я хочу быть нацелена на разрешение его ситуации.

В-третьих, психотерапия — это динамический процесс. Сегодня психолог раздражает и вообще некомпетентная тварь, завтра психолог восхитителен и хочется рассказать о нем миру. Меня не беспокоит ни та, ни другая крайность. А беспокоило бы, будь я нацелена на отзывы. И тогда важные процессы мы бы просто не прожили, оставив клиента без необходимого ему опыта, зато меня с хорошим отзывом. Такой вариант развития событий мне не подходит. 

В-четвертых, если клиент захочет, то он сам расскажет. Лучшая похвала для меня — хороший и устойчивый результат совместной работы.

Наличие зашифрованного кейса, по которому нельзя определить, о каком человеке идет речь, не запрещено с этической точки зрения.

Это мой личный выбор, потому что мне не хочется создавать ситуации, где клиент может себя в кейсе узнать, и ему будет не приятно.

Обговаривать до работы возможность использовать клиентский случай для кейса на сайте вносит некоторый контекст в работу, который мне хотелось бы избежать, создавая действительно безопасное пространство.

Когда психолог уже не является студентом, он может позволить себе такую роскошь 🙂

Вопросы по разделу «Принципы работы»

Следовать этическому кодексу, работая психологом, — это настолько очевидная история, что нет смысла дополнительно об этом упоминать.

Это как утверждать, что я дышу, будучи живым человеком. Понятное дело, что дышу. С этическим кодексом то же самое.

Это границы, опоры всего психологического процесса. Они дают безопасность. А безопасность дает возможность достигнуть качественного результата без вреда для клиента.

Это настолько важно для меня, что хочется усилить, подчеркнуть наличие четких принципов. Поэтому они написаны в официальном формате 🙂

По той простой причине, что знакомство занимает две минуты: «Привет, меня зовут %Имя%, у меня проблема с %Описание проблемы%«.

Остальной час сессии — это уточняющие вопросы, поиск информации, составление картины. Все это — работа. Метод уже применяется, клиент уже может найти некоторые ответы на свой вопрос, взглянуть иначе, взять себе пользу.

В миф о том, что существует «свой психолог», я не верю. И не рекомендую верить никому, чтобы не было мучительно больно за бесцельно потраченное время и деньги. Ищите специалиста, работайте со специалистом.

Аспекты, которые могут не нравиться клиенту, могут проявляться далеко не на первой сессии. И это будет важным материалом для процесса («В каких жизненных ситуациях вы сталкиваетесь с чем-то похожим?»).

В миф о том, что существует «свой клиент», я тоже не верю. Есть некоторый набор моих компетенций и научных интересов. Если ваш запрос попадает в них, вы «свой клиент», а я для вас «свой психолог». Попадает ли ваш запрос в них, вы можете понять, ознакомившись с основными направлениями работы здесь