Конспект: «Феномен саботажа и самосаботажа в терапевтических отношениях»
Существует одна непопулярная истина, о которой упоминают не часто. Это один из самых прискорбных и печальных аспектов работы терапевта и одна из основных причин стресса для многих профессионалов терапевтического здоровья.
Что же это за истина? Все просто: люди не меняются до тех пор, пока они не будут вынуждены сделать это.
Данную позицию высказывал КПТ-терапевт, Райан МакМаллин. Психотерапевты других школ объясняли данный феномен по-своему, но всегда сходились во мнении, что это действительно так.
Ненси МакВильямс объясняла данный феномен воздействием на человека семейного воспитания. Фредерик Перлз говорил, что все мы склонны к саморазрушению. Райан МакМаллен утверждал, что все мы по своей природе иррациональны.
Пока мы не оказываемся припертыми к стенке, пока дискомфорт считается нами переносимым, мы не делаем шаги в сторону изменений.
- Большинство, даже если меняются, делают это очень болезненно и маленькими шажками.
- Многие продолжают страдать из-за своей проблемы, пока какой-нибудь кризис не заставит их сделать выбор.
- Даже во время кризиса люди будут оттягивать выбор до последнего и до последнего будут избегать выбора, связанного с изменениями.
- Они будут отсрочивать неизбежное до тех пор, пока абсолютно, однозначно не смогут от этого уйти. Это грустно, потому что заканчивается дополнительной длительной эмоциональной болью и бессмысленной тратой лишнего времени.
Считается, что КПТ-терапия довольно краткосрочная по времени, поскольку есть протокол, показывающий шаги. Остается только «Делать раз, делать два, делать три». Но все это не работает, когда происходит столкновение с саботажем.
Откуда берется самосаботаж?
«Я прошу их представить, что их убеждения подобны реке, бегущей к океану; пока их мысли свободно струятся вместе со всеми течениями, водоворотами, большими и маленькими, их жизненного опыта, они здоровы. Но как только их когниции становятся жесткими и застойными, река прекращает свое движение и замирает. Они перестают расти и изменяться. Дамба, которую они выстроили, становится сильной настолько, что только мощнейшее давление может разрушить ее».
Как выглядит самосаботаж?
- Клиенты будут делать все возможное, чтобы только не пробиваться сквозь дамбу и не изменять свои убеждения.
- Словно река, они будут пытаться обогнуть убеждения, выйдя из берегов. Только когда все отступы перекрыты и реке больше некуда деваться, давление становится достаточно сильным для того, чтобы пробить дамбу и снова течь когнициям клиента свободно.
- Мы, терапевты, часто пытаемся срочно уменьшить давление на дамбу, чтобы помочь клиенту почувствовать себя менее расстроенным и подавленным.
- Мы делаем это из лучших побуждений: мы хотим, чтобы наши клиенты чувствовали себя лучше.
- Но все же. Давление, боль, стресс не всегда плохи. Они показывают, что что-то не в порядке, что-то нарушено. В процессе терапии (да и в жизни) желательно идентифицировать повреждение и исправить его, а не просто облегчить боль.
- Хоть это и сложно, зачастую лучше не избавляться от обиды и боли максимально быстро.
- Вместо того, чтобы проявить эмпатию, терапевт может помочь прочувствовать свою боль, — это побудит к решению пробиться через сопротивление и упорство.
- Скорее усталость, а не только болезненные симптомы, формирует силу, необходимую для атаки источника проблемы.
Саботаж — так что же это такое?
- Способность клиента сопротивляться помощи гораздо выше, чем способность терапевта ее оказать (хотя саботируют клиенты не терапию, а самих себя).
- Злого умысла относительно терапевта у таких клиентов, как правило, нет.
На сопротивление переменам мы тратим гораздо больше энергии, нежели на сами перемены.
В каждом человеке присутствует способность к изменениям. Кому-то они даются легче, кому-то сложнее. При ригидных когнициях — значительно сложнее. Потому что, как было сказано ранее, чем крепче человек держится за свое убеждение, тем менее он адаптивен к событиям в жизни.
Типы саботажа
- Косвенная выгода (когда легче ничего не менять. Внешнее подкрепление поддерживает убеждение клиента)
- Социальная поддержка («Людям не понравится, если я изменюсь»)
- Противоречие ценностей («Меняться неправильно», неизменность может занимать верхние позиции в иерархии ценностей клиента)
- Внутренняя согласованность (цена изменений слишком высока. Прежнее поведение связано со столькими вещами, что его пересмотр повлечет изменение всей жизни клиента)
- Защита (когда меняться слишком опасно, изменения угрожающи)
- Соперничество («Я никому не позволю указывать мне, что делать»)
- Зависимость («Если я изменюсь, вы мне будете не нужны»)
- Волшебное исцеление («Чтобы меняться, не нужно особо стараться. Все должно происходить быстро и без особых усилий»)
- Мотивация («Я не чувствую, что должен меняться. Можно быть счастливым и с этим»)
- Отрицание («Я прекрасно понимаю все, что вы мне говорите / Я никогда не пойму, что вы говорите»)
- Поведенческий саботаж (пропуски, опоздания, невыполнение домашних заданий)
Предотвращение саботажа (техника)
- Составьте список всех способов, которыми любой человек может пользоваться для саботажа терапии вместе с клиентом. Если бы некто задумал оставаться неизменным, что бы он могу сделать?
- Обсудите с клиентом, почему саботаж мешает людям достигать целей, с которыми они пришли на терапию.
- Поиск выгоды:
- Перечисляем каждый из способов саботажа по отдельности
- Выдвигаем гипотезы о том, какие позитивные и негативные подкрепления с этим видом саботажа связаны (и сравниваем)
- Обсуждаем выгоду (предполагается, что в сравнении появится выгода) и помогаем клиенту найти другие способы ее получения
- Помогаем учиться различать полезные способы получения выгоды от деструктивных паттернов (при избегании, например)
Противодействие саботажу (техника)
Формулировка иррациональных убеждений (ИУ) и состаление списка контраргументов (КА)
КА: От этого не умирают. Время от времени быть не принятым — это нормально.
С: Я слишком слаб, чтобы справиться с отвержением.
и т.д.
Два отрицания, два спора — способ трансформировать иррациональную мысль, переформулировать ее в лаконичное объяснение. Объяснение, почему противоположный способ действия невозможен — и есть саботаж.
Когнитивный диссонанс
Мы иррациональны, но стремимся к внутренней согласованности. Очень логичны. Звучит как парадокс.
И здесь мы подходим к понятию «когнитивного диссонанса».
Когнитивный диссонанс (мысль и «несозвучность», «нестройность», «отсутствие гармонии») — состояние психического дискомфорта индивида, вызванное столкновением в его сознании конфликтующих представлений: идей, верований, ценностей или эмоциональных реакций.
Диссонанс стремится к снижению напряжения. Всегда.
При саботаже мы защищаем именно диссонансы.
Пример: Я прокрастинирую, но уверен, что если бы я начал делать то-то, то был бы успешен. Однако может статься так, что на самом деле ничего не получится, и окажется, что я на самом деле не так умен и талантлив, как о себе думаю. Чтобы не сталкиваться с этим, я прокрастинирую и говорю себе: «Вот если бы я прилагал усилия, у меня бы все получилось».
- Мозгу проще впасть в депрессию, нежели менять паттерны.
- Мозгу не так важно, как снижать диссонанс, и он предпочтет наиболее простой метод.
- Мозгу проще страдать.
Заключение
Каждому дороги его убеждения, мы как бы состоим из них. Когда нашей системе убеждений бросают вызов, уличают в недостаточной обоснованности или просто задают, как это делал Сократ, неудобные вопросы, выявляя то, о чем мы не подумали, или показывая, что мы спрятали исходные предпосылки так далеко — самим не увидеть, — то ситуация воспринимается уже не как совместный поиск истины, а как личная война.
Карл Саган. «Наука как свеча во тьме»
Чтобы не превращать личные консультации в поле битвы, нужно просто помнить, что люди не противные. Они не стремятся намеренно усложнить вам жизнь. Это просто люди, они склонны сопротивляться, склонны к негативным оценкам. Это естественно для людей.